«Кентавр»: сага о человеке, лошади и крыльях

«Кентавр»: сага о человеке, лошади и крыльях

В Бишкеке 31 марта в широкий прокат выходит долгожданный фильм «Кентавр», снятый известным отечественным режиссером Актаном Арым Кубатом. Мировая премьера картины уже состоялась на 67-м Берлинском международном кинофестивале 10 февраля. «Кентавр» стал единственным фильмом из Центральной Азии, который в 2017 году был представлен в официальной программе фестиваля. Стоит отметить, что публика Берлинале поняла и приняла картину кыргызского режиссера. По словам продюсера ленты Алтынай Койчумановой, показ «Кентавра» прошел успешно: аудитория с трепетом и вниманием смотрела фильм, чутко реагируя на разные повороты сюжета — смеясь в комедийных ситуациях и плача в драматичных, сопереживая героям картины. С титрами ленты зал стал аплодировать, поддерживая режиссера и киногруппу.

В Бишкеке национальная премьера «Кентавра» прошла 26 марта.

Мне посчастливилось побывать на показе картины. Признаться, чтобы «переварить» увиденное, а затем без спойлеров рассказать о «Кентавре» и не нарушить будущее удовольствие зрителей от просмотра, потребовалось некоторое время. Полуторачасовой фильм непрост, как сама жизнь, и так же, как она, полон драматичных и светлых ситуаций.

До конца картины зритель так и не узнает настоящее имя главного героя, которого играет сам Актан Арым Кубат. Кажется, что тихого, скромного и доброго человека чуть ли не с рождения все зовут Кентавром. Почему, спросите вы. Отвечу: он любит рассказывать окружающим, своему маленькому сыну истории о мифических животных и считает кыргызов их потомками. Кентавр считает, что небо наказало его всесильный некогда народ за то, что тот нарушил заветы своего предназначения и стал злоупотреблять преимуществом перед другими.

На излюбленный вопрос, о чем лента, Актан Арым Кубат задумывается и… затрудняется ответить. Но, говорит он, главное – это фильм о человеке, который ищет бога. Трудно с ним не согласиться. Зритель, хорошо знакомый с творчеством Актана Арым Кубата, без труда проведет параллель между двумя главными героями режиссера — Кентавром и Свет-аке. Помните второго из одноименной картины? Там в финале мы думаем, что он, возможно, убит. А сейчас, слушая и глядя на Кентавра, понимаем: да вот же он, живой. Просто переехал в соседнее село… Но почему-то с самых первых минут знакомства с Кентавром появляется и не отпускает до конца фильма чувство тревоги за него.

Несмотря на кажущуюся внешнюю отстраненность Кентавра от всего мирского, он твердо стоит на земле, подмечает происходящее вокруг и чутко реагирует на изменения: приходит выразить сочувствие симпатичной ему односельчанке, которую избил ревнивый ухажер; дает свободу скакунам, пусть и временную… К слову, породистых лошадей Кентавр ворует не ради денег и забавы, а потому что уверен, что если найти настоящего скакуна и проскакать ночью по степи с молитвой о прощении за деяния своих предков, как тут же явится Камбар-Ата и отменит свое проклятие. Тогда кыргызы вновь станут всесильными и благородными…

Бесхитростная жизнь Кентавра заставляет задуматься о религиозности и атеизме, богатых и бедных, добре и зле. Да, именно о религиозности. В беседе после закрытого показа картины Актан Арым Кубат признался: «Я ничего не имею против ислама, уважаю его как одну из мировых религий. Меня беспокоят другие процессы в нашем обществе, касающиеся ислама. Посмотрите, сколько за последние годы выросло мечетей. Их количество, наверное, уже сравнялось со школами. В нашей жизни появилось вдруг много религиозных слов из арабского языка. Почему кыргызы должны молиться по-арабски и носить длинную одежду и бороды? Неужели мы не хотим обращаться к богу на родном языке? Разве мы не хотим носить нашу национальную одежду? Все, что происходит, очень опасно и очень тревожит меня. Посягают на нашу культуру, язык, обычаи. Не будет их, не станет и народа».

Картина полна символов, метафор, сравнений. Значение одних из них понимаешь сразу, другие раскрываются спустя время после размышлений: руки, раскинутые во время скачки лунной ночью, это вовсе не руки, а крылья, которых люди лишились из-за жадности, неверия, злобы; одновременно прозвучавшие в финале картины выстрел и первое слово сына Кентавра «Ата!» – это тоже символ. Отец словно передает сыну эстафету в борьбе за слово, веру, душу своего народа.

Фильм, несомненно, имеет особую ценность, потому что показывает жизнь Кыргызстана, людей, прекрасные панорамы степей и гор, передает особый климат, темп жизни и в целом атмосферу. Актан Арым Кубат мастерски, без лишних слов описывает экономические и социальные проблемы, тонко задает направление, по которому нужно двигаться в сторону света от тьмы.

Авторы сценария: Актан Арым Кубат, Эрнест Абдыжапаров.

Режиссер-постановщик: Актан Арым Кубат.

Оператор-постановщик: Хасан Кыдыралиев.

В главных ролях: Актан Арым Кубат, Болот Тентимышов, Зарема Асаналиева, Илим Калмуратов, Таалайкан Абазова, Нуралы Турсункожоев.

Производство: «Ой Арт» (Кыргызстан), Pallas Film (Германия), Asap Film (Франция), Volya Film (Нидерланды), киностудия «Кыргызфильм».

Автор: Каныкей Манасова

Комментарии недоступны